forex trading logo

Минобрнауки.рф

Баннер

ГИА

Авторизация



Статистика

Пользователей : 188988
Статей : 144
Ссылки : 12
Просмотрено статей : 1079368
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная Прием граждан на обучение Прием в 1 класс
Методическая панорама Соловьевы Аллы Вячеслававны

Соловьева Алла Вячеслававна, учитель математики МОУ СОШ №10 города Дзержинска Нижегородской области, первой квалификационной категории. Окончила математический факультет НГПИ по специальности «учитель математики и информатики». Педагогический стаж 17 лет.

Уже в школьные годы я была просто влюблена в свою учительницу математики Логинову Татьяну Федоровну. Она была для меня идеалом во всем: справедливая, умная, интеллигентная, требовательная, грациозная. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Игрушки были учениками. Дверца письменного стола - доской. Были тетради, классный журнал... Все как в жизни. А поскольку любимым предметом в школе была математика, то и специальность была выбрана однозначно.

Время летит неумолимо. Кажется, совсем недавно я встретилась со своими первыми учениками. А за плечами уже 17 лет в школе. Как много приходит на память! Было все - и разочарования, и победы. Все эти годы я нахожусь в поиске, каждый раз открываю что-то новое для себя. Каждый учебный год преподносит новые уроки. Вокруг меня приятные мне коллеги и, конечно, много хороших учеников, за которыми интересно наблюдать, как они превращаются в умных порядочных людей.

В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию. Ведь уроки вела как учили в институте по всем методическим правилам. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало главным принципом моей работы.

Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому я постоянно стремлюсь. На уроках математики необходимо не только формировать математические компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача. Пусть и языком чисел и формул.

Сейчас мы все переживаем достаточно трудное время. Работа учителя становится все менее привлекательной. Это очень тяжелый труд. Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения.

С годами моя педагогическая деятельность все больше наполняется новым содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это радость для меня. И за это – спасибо моим ученикам и коллегам.

Задача учителя – проявлять заботу о здоровье учащихся

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ)

Соловьева А.В., учитель математики МОУ СОШ №10
г. Дзержинска Нижегородской области

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность учащихся определяется уровнем их здоровья и благополучием в семье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание.

Как показывает практика многих лет моей работы учителем, с каждым годом, к сожалению, все больше учеников с несформированными мотивами учебной деятельности, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, с низким уровнем познавательных способностей. Из-за проблем со здоровьем учащиеся допускают многочисленные пропуски учебных занятий, а в результате появляются пробелы в знаниях, в учебных умениях и навыках. Немало детей из неблагополучных семей, где дети предоставлены сами себе и, порой, пропускают уроки из-за отсутствия должного контроля со стороны родителей.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, пассивные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей и , как результат, неуспеваемости учащихся.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Принципиальной особенностью данного типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым.

Реальным проводником всех инноваций, внедряемых в школу, является учитель. На учителя возложена несвойственная ему задача – забота о здоровье учащихся. Мы, учителя, понимаем важность момента и не слагаем с себя ответственности за сохранение здоровья наших подопечных в силу того, что именно в школе дети проводят большую часть своего времени, и здесь определенное воздействие на здоровье оказывает учебный процесс.

Что же может сделать учитель для сохра­нения здоровья школьника?

Во-первых, обеспечить в школе, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.

Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастныхx и индивидуальных особенностей. Учитель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников.

Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенности его общения с учащимися. Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного, с позиции здоровьесбережения, расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания, но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех этих усилий до минимума. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие не­достатки организации образовательного процесса.

Рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды (из опыта работы)

1. Для обеспечения рефлексии деятельности обучающихся рекомендуется проводить самостоятельные работы, математические диктанты с обратной связью. Задания проектируются на экране интерактивной доски, учащиеся фиксируют ответы на планшетах (это кусок картона, как твердая основа, со сменным листом чистой бумаги). Проверка результата работы осуществляется с использованием инструмента «шторка».

Такой вид работы можно проводить на любом этапе урока: и при повторении опорного материала, и при закреплении изученного материала. Данная работа в начале урока позволяют обучающимся плавно включиться в работу, перестроиться с предыдущего урока на математику, позволяет избежать стрессовой ситуации, связанной с оцениванием результата труда. Оценка данного вида работы дается на откуп учащимся. Учителю с разрешения учащихся позволительно выставить в журнал только положительные отметки. Задача учителя заключается в том, чтобы приучить детей к ответственности и самостоятельности, активности на каждом этапе урока, объективному оцениванию результатов своего труда.

2. Более качественному и быстрому повторению ранее изученных алгоритмов, правил, приемов решения задач помогают созданные на уроках опорные конспекты и схемы, систематизирующие таблицы и теоретические шпаргалки. Наглядно, доступно, не ново – ведь весь этот продукт создавался ранее при изучении нового материала и активно использовался при закреплении и отработке навыков на уроках решения задач. При закреплении и повторении пройденного учитель может проводить математические диктанты по этим конспектам и словарные диктанты на математические термины. Конспекты способствуют непроизвольному запоминанию формул и правил. Конспекты наиболее эффективны при подготовке к итоговым контрольным работам и экзаменам.

Для систематизации знаний учитель предлагает ученикам творческие работы по созданию опорных сигналов (наглядное и сжатое изложение пройденного). Самостоятельное изложение материала позволяет учащимся лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи. При регулярном пользовании конспектами практически отсутствуют пробелы в теоретических знаниях, а это является важнейшим условием обучения математике.

Конспекты удобны при использовании. Они компактно фиксируют обязательный для понимания материал (например, основные типы задач по теме и приемы их решения). Конспекты многофункциональны: применяются при закреплении, обобщении и систематизации знаний и умений по данной теме, а также при организации текущего и итогового повторения. Создание конспектов развивает у учащихся умения систематизировать, обобщать знания, способствует формированию алгоритмического склада ума.

Опорный конспект по теме «Задачи на дроби»

 

4.  Включение в работу тестовых заданий с выбором ответов и с записью ответа . Задание проектируется на доску. Работу можно организовать в малых группах. Разбор решений устно или письменными краткими комментариями (можно прямо на доске, сохранив для конца года) после обсуждения. После коллективного обсуждения необходимо проверить правильность решений по ключам ответов.

5. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить

6. Использование парной формы коллективного способа обучения (методика взаимообмена заданиями). Обучение осуществляется путем общения в паре, когда каждый учит каждого, т.е. все учащиеся по очереди выполняют функции учителя. В основе лежат следующие принципы:

· непрерывная передача друг другу полученных знаний;

· сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

· дифференцированный подход: каждый работает согласно своим возможностям

и способностям.

Ребята лучше усваивают способы решения и запоминают алгоритмы выполнения задания разных типов. Им нравится, когда появляется возможность проявить самостоятельность и более тесно пообщаться друг с другом.

7. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

8. Использование интерактивной доски позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.

Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Все ресурсы комментируются прямо на экране и записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал, что особенно важно для учеников, пропустивших предыдущий урок по болезни. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует проведению занятия, способствует избежать стрессовых ситуаций.

9. На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:

· вертикальные движения глаз вверх-вниз;

· горизонтальные вправо-влево;

· вращение глазами по часовой стрелке и против;

· массаж век и другие.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

· растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;

· перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

· качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения

Таким образом, использование здоровьесберегающей технологии в школе решает задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся; позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, реализовать свои возможности быть благополучными и счастливыми.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

4. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

6. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

7. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

8. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

- МР урока

 


Работает под управлением Joomla!. Designed by: High School host definition Valid XHTML and CSS.